Об игре
Half-Life 2 - открывает дверь в мир, в котором присутствие игрока влияет на все, что его окружает — от физической среды до поведения и даже эмоций как друзей, так и врагов.
Игрок вновь поднимает монтировку ученого-исследователя Гордона Фримена, который обнаруживает себя на наводненной чужаками Земле, ресурсы которой стремительно опустошаются, а население вырождается. Фримену навязана неизбежная роль спасителя человечества от того зла, которое он выпустил на свободу в Black Mesa. И очень многие дорогие ему люди надеются на него.
Игра Half-Life 2 получил множество наград по всему миру от самых авторитетных изданий. В игре уживались вместе очень интересная история, рассказывающая о похождениях ученого Гордона после трагических событий, произошедших с ним в комплексе Блек Месса, красивая графика, базировавшаяся на технологичном движке Sourсe, реалистичная физика, созданная благодаря моторчику Havok Physics и чертовски увлекательный геймплей, включавший в себя не только пальбу по монстрам и прогулки по проработанным до мелочей картам и симпатичным ландшафтам, но и разгадывание многочисленных задачек. Все это сделало Half-Life 2 одним из лучших проектов за всю историю компьютерных игр.
Сюжет игры
В начале игры загадочный G-Man ментально будит Гордона и довольно туманно намекает на вновь предстоящие «великие дела». Несколько секунд спустя Гордон оказывается в поезде, прибывающем в Сити 17, безоружный и без своего защитного энергокостюма, который служил ему верным помощником и неоднократно спасал жизнь в первой части игры. Вскоре обстановка начинает проясняться: Сити 17 находится под властью тоталитарного правительства, во главе которого находится администратор Уоллтер Брин, как выясняется позже, бывший администратор центра Черная Меза. Но Брин, в свою очередь, сам пешка в руках лидеров могущественного союза — Альянса.
Портальные штормы, начавшиеся после смерти Нихиланта по всей Земле, привлекли внимание Совета Альянса, и вскоре их войска атаковали Землю, начав войну, прозванную «Семичасовой», так как после семи часов войны Брин заставил оставшиеся силы людей сложить оружие, чем и заслужил покровительство Совета и стал полномочным председателем правительства на Земле. Теперь войска Альянса практически полностью контролируют всю планету, кроме лишь нескольких небольших очагов Сопротивлени. Гордон, прибывший в город, видит повсеместную их интеграцию. Часть зданий модифицирована укреплениями из чёрного металла. Местность патрулируют мобильные роботы-сканеры, следящие за обстановкой в городе. В городах работает организация «Гражданской обороны» — специально обученных боевым навыкам людей, поступивших во внутреннюю полицию Альянса. Но самым страшным средством убеждения правительства, наравне с пропагандой и раскинутым над городами полем подавления цикла размножения, были синтетные роботы — биомашины.
Мир
Окружающая обстановка в Half-Life 2 разнообразна, от Сити 17, его пригородов и территорий за пределами города, до громадной Цитадели Альянса. Во всех населённых местах присутствует «ощущение» Восточной Европы. Предполагается, что прототипом Сити 17 стала София, столица Болгарии, родной город художественного директора Half-Life 2, Виктора Антонова. Эта гипотеза основана на схожести Сити 17 и Софии, а также на часто встречаемых кириллических славяноязычных надписях, в том числе и болгарского слова «цимент» на одном из домов, а также некоторых граффити, вывесках и объявлениях. На плакатах на стенах иногда встречаются болгарские и русские названия, например, «Техника», «Театр имени В. С. Мейерхольда». Некоторые фанаты считают, что одна из локаций, Рэйвенхолм, подразумевает Воронеж на английский лад. Множество старых машин в игре также имеют реальные прототипы из бывшего СССР, хотя их номерные знаки не похожи на принятые в СССР и странах СНГ. В качестве локомотивов для поездов в Сити 17 используются моторные вагоны дизель-поездов ДР1 со срезанным пассажирским салоном — эти поезда производились в Латвии, ранее входившей в СССР, сейчас они распространены на территории России, Белоруссии, Украины и других странах СНГ и Балтии. Отец Григорийобладает именем, весьма характерным для славян. Церковь в Рэйвенхолме выглядит как православная. Само же название «Сити 17» напоминает советские засекреченные города вроде «Арзамас-16». А название одной из локаций на побережье «Новая Малая Одесса», равно как и имя полковника Лдесса Каббеджа намекает на то, что побережье с характерным гористо-холмистым ландшафтом может быть черноморским.
На автозаправочных станциях, встречающихся в игре, на бензоколонках можно заметить название валюты, в которой ведётся расчёт — «kron», поэтому, учитывая вышеизложенные факты, можно предположить, что действие разворачивается в Эстонии (это единственная из стран, имеющих выход к морю в которой к концу XX века в обращении были кроны, также кроны до сих пор используются в Швеции, Чехии и Дании). Помимо этого, на одном из домов привокзальной площади Сити 17 можно обнаружить вывеску «Cafe Baltic».
Игровой процесс
Напряженный геймплей Half-Life 2 в режиме реального времени стал возможным исключительно благодаря Source, — новому собственному высокотехнологичному игровому движку от Valve. Source характеризуется существенным прогрессом в следующих областях:
* Персонажи: Передовая система лицевой анимации позволяет создавать игровых персонажей с невиданной прежде степенью проработки внешности. Используя 40 отдельных "мускулов" лица, персонажи-люди передают все разнообразие человеческих эмоций, демонстрируя адекватные и обоснованные ситуацией реакции на поведение героя.
* Физика: Все объекты, начиная с пущенной по воде гальки и заканчивая двухтонными грузовиками, ведут себя естественно, полностью повинуясь законам физики с учетом массы, трения, силы тяжести и плавучести.
* Graphics: В Source используется система генерации изображений с поддержкой шейдеров, аналогичная той, с помощью которой студия Pixar создала мультфильмы Toy Story и Monster's, Inc. Она позволяет отрисовывать невиданные прежде в компьютерных играх, изумительные по красоте и реалистичности игровые окружения.
* AI: Ни друзья, ни враги не бросаются в драку, сломя голову. Они в состоянии оценивать угрозы, выбирать оптимальный путь на пересеченной местности и собирать оружие из того, что есть под рукой.
Мультиплеер
30 ноября 2004 года Valve выпустила специальное дополнение и полный SDK бесплатно для всех владельцев Half-Life 2.
Первоначально Half-Life 2: Deathmatch включал в себя 2 официальных карты, сделанных на основе локаций из игры:
- dm_overwatch — основана на участке главы «За Фрименом!»
- dm_lockdown — участок из главы «Нова-Проспект»
На данный момент доступно обновление, которое содержит 5 новых карт, а именно:
- dm_steamlab — оригинальная карта, очень напоминающая мультиплеерную карту Half-Life «datacore»
- dm_underpass
- dm_powerhouse
- dm_resistance
- dm_runoff — основана на участке главы «Опасная вода»
Valve также провела конкурс на изготовление карт среди комьюнити, и победителями стали:
- dm_underpass
- dm_resistance
- dm_powerhouse
- dm_avalon
Интересные факты
- На сегодняшний день продано более четырех миллионов копий игры.
- Разработка длилась шесть лет, на протяжении которых исходный код игры был даже похищен и выложен в Интернет.
- Коллеги Гордона по «Черной Мезе» сильно постарели, а Аликс, запечатленная на фотографии из «Черной Мезы» маленькой девочкой, успела вырасти. Гордон же, как выразился Илай Вэнс, «хорошо сохранился» - никаких признаков старения главного героя мы не замечаем.
- Председатель Брин – прямая отсылка к образу Большого Брата из романа Джорджа Оруэлла «1984», он появляется на мониторах и постерах повсюду в Сити 17.
- Множество старых машин в игре также имеют реальные прототипы из бывшего СССР, хотя их номерные знаки не похожи на принятые в Советском Союзе. В качестве локомотивов в Сити 17 используются моторные вагоны дизель-поездов ДР1 со срезанным пассажирским салоном – эти поезда производились в Латвии, входившей тогда в СССР, сейчас они распространены на территории России, Белоруссии, Украины и других странах СНГ и Балтии.
- Сами разработчики в книге Half-Life 2: Raising the Bar, повествующей о процессе создания игры, утверждают, что Сити 17 не имел единого прототипа, а был создан после изучения архитектуры многих восточноевропейских городов (например, внутренний вид больницы был создан на основе фотографий больницы в Чернобыле).
- Пистолет-Пулемет Аликс (alyxgun) можно получить только с помощью чит-кода.
- Дробовик отца Григория (HL2_Annabelle) можно получить с помощью чит-кода или взять у Отца Григория в месте, где он кидает нам дробовик, с помощью опять-таки чит-кода. Он заменяется Импульсной винтовкой Альянса OSIPR.
- В игру не попало несколько видов вооружения, включая OICW, который был показан на E3. Не было и гидры – подводного инопланетного животного, которое на презентациях показывало только фосфоресцирующий щупалец. Этот отросток пронзал солдата на манер ноги страйдера.
- Книга Half-Life 2: Raising the Bar сообщает, что очень много оригинальных находок было вырезано из финальной версии игры. Half-Life 2 должен был быть немного более мрачным, а в окружающей местности должны были преобладать пустынные пейзажи, ставшие результатом глобальной войны на Земле. Путь Гордона должен был быть гораздо более обширным, чем он стал в итоге. Были сцены на базе повстанцев Кракен в Арктике. В Северной Америке находилась установка, загрязняющая окружающую среду Земли, называемая Air Exchange. Из-за этого все жители Сити 17 ходили в респираторах. Гордон должен был взорвать эту станцию вместе с моряком Оделлом, который затем стал полковником Одессой Каббеджем. В финальной версии Air Exchange был заменен на Нова Проспект, также присутствующую в бете.
- В феврале 2009-го года небольшая команда The Purchase Brothers из Торонто (Канада) сняла короткометражный фильм «Побег из Сити-17, часть первая». Используя бюджет всего в 500 долларов, самодельные костюмы и Source SDK, им удалось удивить даже Valve.
- В 2010 году журнал PC Gamer объявил Half-Life 2 лучшей игрой всех времен.
- В Half-Life 2 впервые в истории можно играть и читать комментарии разработчиков к тому или иному моменту в прохождении.
- Еще один рекорд, что установил Half-Life 2 звучит так - "Самая большая сеть дистрибуции в мире".
- Half-Life 2 попал в книгу рекордов Гинесса с формулировкой "боевик, получивший самые высокие оценки в прессе".
- Средняя оценка игры в прессе - 9,6 из 10. Half-Life 2 одна из самых высоко оцененных игр за всю историю.
- Популярность Half-Life 2 была такой, что Valve запустили целую серию плюшевых игрушек, изображающих монстров из игры.
- С 22 декабря 2005 года владельцы 64-битных процессоров могут почувствовать мифическое ускорение в движке Source.
- Главным железным партнером по Half-Life 2 была компания ATI. В декабре 2004 на сайте ATI появилась демо-версия Half-Life 2 весом 650 мегабайт.
- 26 августа 2004 года в Steam можно было скачать кусочек Half-Life 2 весом в 1Гб.
- Всю музыку к игре написал Келли Бейли.
- В июне 2004 года Valve сделали заявление, что FBI арестовали несколько человек по делу о взломе. Главным подозреваемым был немецкий хакер Аксел Гембе. Он хотел устроиться на работу в Valve, но был арестован в Германии и получил по полной в том числе и за созданный им троян Agobot.
- Вместе с кодом игры были украдены материалы от Half-Life: Source и Counter-Strike: Source.
- Изначально релиз игры планировался на сентябрь 2003 года, но после взлома внутренней сети Valvе дату выхода перенесли.
- По игре создана книга. Называется она Half-Life 2: Rising The Bar.
- Чтобы поиграть в Half-Life 2, нужно иметь учетную запись в Steam и подключение к Интернет. По крайней мере, так было задумано.
- Технология high dynamic range rendering или HDR стало частью всех игр Valve после бесплатного уровня Lost Coast для Half-Life 2.
- Source создавался специально для Half-Life 2.
- Главный герой игры не разговаривает. Никогда.
- Изначально в Half-Life 2 нет сетевой игры. С ней в комплекте шел Counter-Strike: Source.
- Игра использует сильно переработанный движок Havok в качестве обеспечения физической модели.
- Только коробочных версий игры было продано больше 7 миллионов к концу 2008 года. Неизвестно, сколько было продано через Steam, но ходят слухи, что продажи там перекрыли розницу.
- Игра получила 40 наград "Игра года" в 2004 году.
- Игра изначально создавалась только для Windows, но впоследствии была портирована на Xbox, Mac OS и позже вместе с Orange Box появилась на Xbox 360 и PS3.
- Известно, что дорогостоящий код игры утек в Интернет незадолго до релиза. Корявая сборка даже продавалась под видом настоящей игры.
- Разработка заняла 5 лет и стоила 40 миллионов долларов.
- Игра первой среди равных потребовала интернет-активацию.
- В 2001-ом году в интернет попала ранняя бета-версия игры, в которой сюжет начинался на ледоколе «Борей», застрявшем в ледовитом океане. После «утечки» этот эпизод полностью удалили из релизной версии игры. Однако корабль снова «всплыл» спустя несколько лет: герои отправились на него в финале Half-Life 2: Episode Two.
- Книга Half-Life: Raising The Bar подробно описывает процесс разработки игры. Так, например, проект должен был быть гораздо мрачнее (весь в духе уровней Рэйвенхолма), а Комбайны проявляли бы своё присутствие на планете гораздо более наглядно.
- На бензоколонках можно заметить название местной валюты: кроны. Таким образом можно заключить, что действие происходит в Эстонии, т.к. остальные современные государства, имеющие кроны в обращении, не имеют выхода к морю. Разработчики, тем не менее, утверждают, что город не имел единого прототипа, а является собирательным образом.
- Мир игры во многом вдохновлен антиутопией Оруэлла «1984». К прямым отсылкам можно отнести внешний вид сотрудников ГО; образ председателя; регулярно появляющегося на телеэкранах по всему городу; обязательное ношение формы и убеждение населения во враждебности окружающей среды. Кроме того, замечена схожесть Сити 17 с болгарской Софией, родным городом ведущего дизайнера, Виктора Антонова.
- На премии Video Game Avards 2012-ого года проект получил звание главной игры десятилетия. Тем не менее первой части она уступила, получив всего 39 наград «Игра года» против 50.